Ко мне часто обращаются родители детей 2-3 лет с вопросом о том, что могло случиться с их ребенком: еще недавно такой послушный и спокойный малыш вдруг стал капризным и агрессивным. Часто это связано с тем, что ребенок вошел в период кризиса трех лет.

Кризис трех лет — это переход от раннего детства к дошкольному возрасту. В это время ребенок эмоционально отделяется от родителей. Начинает осознавать себя как другого человека, личность. Отрицая порядки, правила, ребёнок формирует независимость, при этом у ребенка укрепляется вера в себя и в свое «Я». Малыш начинает говорить о себе в первом лице «Я хочу», «Я не буду».

Как еще проявляется этот кризис:

  • появляется жадность, перестаёт делиться своими игрушками, книжками, сладостями. Ребенок через свои вещи как бы обозначает своё «Я»;
  • начинает протестовать, отказывается делать то, что раньше ему очень нравилось;
  • дерется, кусается, особенно достаётся близким людям (родителям, бабушкам и дедушкам);
  • становится привередливым в выборе еды, одежды;
  • очень бурно реагирует на запрет – громко кричит, плачет, может кидать предметы, падать на пол, стучать ногами.

Очень часто родители в этот период совершают ошибку, потакая ребенку во всем или меняя свое решение, под воздействием слез или истерики ребенка. Или же происходит другая крайность – ребенка начинают наказывать, запрещать все что только можно, бить и кричать на него.

Как же помочь ребенку в этот сложный для него период?

1. Предоставляйте ребенку право быть самостоятельным, используя любую для этого возможность. Часто упрямство ребенка может быть ответной реакцией на чрезмерные требования и запреты – будьте гибче.

2. Чтобы предоставить ребенку возможность выбора, задавайте вопросы с так называемой «вилкой выбора»: «Ты оденешь синюю футболку или красную?». Вопросы не должны быть прямыми. На вопрос «Ты оденешь эту шапку?» скорее всего 2-3 летний ребенок ответит «Нет».

3. При проблемном поведении или истерике не стоит драматизировать ситуацию. Можно дать ребенку прожить эти эмоции.

4. Не следует быть чрезмерно уступчивыми и идти на поводу абсолютно любых желаний ребенка. Если вы дадите возможность ребенку получать желаемое с помощью истерик, то это может стать устойчивой формой поведения.

5. Установите четкие и понятные правила и не меняйте их. Например, ребенок должен знать, что конфета или банан будет только после обеда, а мультфильм после того, как он уберет игрушки.

6. Называйте то, что происходит с ребенком. Например, «Я понимаю, что тебе сейчас очень обидно, но…». Это даст ребенку уверенность в том, что его слышат.

7. Старайтесь поддерживать общее положительное самоощущение ребенка, чаще говорите о своей любви к нему.

И помните – кризис негативизма не длится вечно. Но это необходимый и очень важный этап в развитии ребенка.

Москалева Елена, психолог
Тел. +7(928)2283720