Как помочь социализироваться ребенку с ОВЗ, не травмируя психику? Почему родителям так сложно поддерживать ребенка с ОВЗ? И каковы способы воспитания особенного ребенка? На эти и другие вопросы даст ответ психолог Елена Москалева.

Каждый родитель уделяет много внимания и времени социализации своего ребенка. Когда ребенок рождается с каким-либо диагнозом, вопрос об успешном вхождении малыша в социум оказывается более острым.
Важно, чтобы ребенок не только осваивал академические знания и научился бытовым навыкам, но и умел играть и дружить с другими детьми и получал удовольствие от взаимодействия со сверстниками.

Зачастую главной проблемой детей с ограниченными возможностями является нарушение его связей с внешним миром, отсутствие контактов со сверстниками и другими взрослыми людьми.

Любые формы принудительной социализации, которым может подвергаться ребенок с ОВЗ, приносят вред его психике.

Почему посещение массовых мероприятий и некоторых кружков, и секций не дает ожидаемого эффекта? Ребенок с ОВЗ чувствует себя неуверенно в обществе многих незнакомых ему людей или он ощущает сенсорную перегрузку.

Что же делать и как помочь ребенку научиться общаться со сверстниками и уметь выстраивать коммуникацию с незнакомыми людьми?

1. Начинать постепенно социализировать ребенка, посещая вместе с ним различные «игровые» встречи и развивающие кружки, где ситуация и состояние здоровья ребенка контролируется не только родителями, но и педагогами, и волонтерами, которые имеют соответствующую подготовку и опыт.

2. Постепенно увеличивать продолжительность и частоту посещения ребенком развивающих занятий в кругу сверстников. Желательно, чтобы у этой группы был постоянный состав участников и педагогов – это поможет ребенку преодолеть трудности первоначального этапа и снизит его тревожность. Затем ему будет легко распространить уже полученные навыки коммуникации на другие ситуации.

3. Помните, что у разных детей по-разному проходит адаптация к новой обстановке, новому коллективу людей. Кому-то достаточно одного тридцатиминутного занятия, кому-то требуется на это несколько занятий – у каждого свой темп. Отнеситесь к этому с пониманием и дайте своему ребенку возможность адаптироваться с комфортным для него темпом.

4. Старайтесь на первоначальном этапе не пропускать занятий и резко не прерывать их – это позволит избежать тревоги, и в дальнейшем облегчит освоение ребенком различных навыков и знаний. Поможет установить контакт с группой в целом и с каждым из участников группы. Ведь ничто так не объединяет, как совместная учебная и творческая деятельность.

5. Часто успешному обучению в школе способствует успех в небольшой группе, в котором ребенок имеет возможность заниматься любимым занятием – осваивать кулинарные навыки, рисовать или изучать иностранный язык. Занятие любимым и интересным делом для ребенка с особенностями развития является огромным позитивным стимулом, а те навыки, которые он приобретает в этом кружке, ребенок потом распространяет уже и на учебный класс.
Разумеется, от родителей потребуется много отдачи и веры в ребенка. Для того, чтобы добиться серьезных положительных результатов, иногда может понадобиться помощь квалифицированных психологов.

Елена Москалева, психолог
Тел. +7(928)2283720