Памятка для родителей детей с РАС, посещающих новые для детей мероприятия.

Работа с предсказуемостью — очень важная составляющая в прикладном поведенческом анализе, которая может существенно облегчить состояние ребенка, улучшить его поведение в новых для него обстоятельствах и местах.
Как известно, восприятие мира людей с аутизмом очень отличается от нашего, и такая вещь, как предсказуемость всех возникающих ситуаций, для нас с вами может быть не так важна, как для людей с РАС. Знание всего алгоритма действий в новых обстоятельствах снижает тревожность, повышает сосредоточенность и осознанность ребенка, делает его жизнь комфортнее.
ВАЖНО: по правилам прикладного анализа поведения проговаривать нужно не только те действия и события, что вызывают тревожность или нежелательное поведение у ребенка, но и те вещи, которые ребенку нравятся. Так же следует упомянуть о вомоный вариантах развития событий, проработать такие варианты, как незапланированный выход из здания, стратегию поведения, если ребенок потеряется, и так далее.

1. Вам необходимо рассказать ребенку, куда вы с ним собираетесь пойти. Расскажите, что это за место, каким образом вы до него доберетесь (вы можете спросить у ребенка, хочет он поехать на трамвае или на автобусе, если есть возможность — предоставление такого рода выбора очень полезно) и сколько вы будете ехать, как много людей может быть в транспорте. Проговорите с ребенком, как нужно себя вести, если в транспорте не окажется свободных мест или будет слишком шумно.
2. Договоритесь с ребенком об особом сигнале, который он сможет подать вам, если его начнет что-то тревожить (например, он может схватить вас за запястье или показать карточку).
3. Расскажите ребенку, что он увидит на мероприятии, как лучше себя на нем вести. Расскажите ему, как много там будет людей, насколько шумно и красочно будет, где вы сможете пообедать и так далее. Очень важно рассказывать все последовательно, не упуская никаких деталей.
4. Вы можете проиграть всю ситуацию от и до на куклах, или если это ситуация, в которую ребенок попадет впервые (например, поход к стоматологу или поход в цирк), вы можете показать ему наглядные материалы из интернета (кусочки записи циркового представления, фото и видео материалы о стоматологических клиниках и так далее).
5. Терпеливо отвечайте на все вопросы ребенка, даже если они будут повторяться. Повторяющиеся вопросы — маркер к тревожности ребенка, эту область нужно особенно внимательно прорабатывать.
6. Если ребенок невербален, Вы можете сделать специальное визуальное расписание с алгоритмом действий, который он сможет при желании подкорректировать. Примеры таких расписаний можно найти в интернете. Визуальные расписания так же полезны для вербальных детей с высоким уровнем тревожности.
7. Несколько раз проговорите ваш план, задайте ребенку несколько вопросов о нем (куда мы пойдем? Как ты поведешь себя в такой-то ситуации? Как ты поведешь себя, когда будут раздавать подарки? Что ты сделаешь, если тебе будет больно?).
8. Обязательно поощрите ребенка после выполнения вашего плана, но не обещайте поощрения за выполнение до того, как все произойдет.
9. После каждого этапа вашего плана так же поощряйте ребенка — словесно или тактильно.

МЫ РЯДОМ!