Многим родителям знакома ситуация – ребенок перед школой или с началом занятий в первом классе вдруг становится капризным и неуправляемым. Часто такое изменение в поведении ребенка связывают со сложностями в адаптации к школе, повышенной учебной нагрузкой и т.п. Вполне возможно. Но часто такое поведение связано с наступлением очередного возрастного кризиса – кризиса 7 лет. Ведь еще совсем недавно ребенок был малышом, с минимальными требованиями в отношении к нему, то в определенный миг он становиться уже взрослым с огромным количеством требований предъявляемых к нему как школой, так и родителями. В случае если ребенок еще не готов справиться с такой нагрузкой, то, безусловно, это вызовет в нем проявление протеста в виде различных кризисных проявлений.

     В чем это может проявляться? К основным признаком можно отнести:

  1. Негативизм и упрямство.
  2. Протест. Ребенок проявляет свое недовольство в отношении всего: новых правил, требований, распорядка. Но на самом деле, это всего лишь проявление его внутреннего кризиса, внутренней борьбы и адаптации к новым условиям.
  3. Повышенная самостоятельность. Проявляется в желании быть независимым и самостоятельным.
  4. Часто в этот период ребенок может стать более раздражительным и агрессивным. Он быстро утомляется.

Что делать и как помочь?

  1. Объяснять, а не запрещать. Ваш ребенок уже довольно взрослый и простое табу будет восприниматься им «в штыки». Безусловно, в жизни каждого ребенка должны быть определенные ограничения, но все они должны объясняться – почему именно это нельзя.
  2. Слушать, а не осуждать. Важно позволять ребенку высказывать его переживания и оказывать ему поддержку. Осуждения и высмеивания совершенно неуместны.
  3. Дать ребенку личное время и пространство. Желательно, чтобы у ребенка был свой уголок. Также не стоит перегружать ребенка новыми секциями и кружками.
  4. Советоваться и приминать совместные решения. В этом возрасте для ребенка очень важно, что к его мнению прислушиваться. Например, обсуждайте с ним его желания при выборе его одежды.
  5. Старайтесь не акцентировать свое внимание только на негативе. Зачастую хорошее поведение ребенка воспринимается как само собой разумеющееся, а вот плохие поступки оцениваются сразу. В итоге, у ребенка может сложиться мнение, что его замечают только тогда, когда он делает что-то плохо.

     Главное, помните, что в это время ребенок нуждается в поддержке и помощи взрослых. Ведь именно в семь лет на ребенка возлагается много новых обязанностей и ответственности, и родители могут помочь ребенку справиться с новой для себя ролью.

Москалева Елена, психолог

Тел. +7(928)2283720