Еще только каких-нибудь 15 лет назад главным занятием дошкольников были различные игры, рисование, лепка, прослушивание сказок. В наше же время малыши отдают явное предпочтение просмотру мультфильмов или различным компьютерным играм. Конечно, дети и раньше смотрели мультфильмы, но среднее время просмотра составляло в среднем 3-5 часов в неделю, т.е. те самые 30 минут в день, которые детские врачи и психологи рекомендуют. Мультфильмы были для ребенка долгожданной радостью, иногда даже значимым событием.

     В наше время зачастую ребенок полностью ограничивается в просмотре мультфильмов только в детском саду.

     Исследования показывают, что раннее (до 3 лет) приобщение и чрезмерное потребление видеопродукции приводят к серьезным негативным последствиям: недоразвитию корковых отделов мозга, нарушениям общения, зависимости от экранной информации, гиперактивности, агрессивности, недоразвитию речи и пр.

     Полноценное восприятие мультфильмов возможно после 3 лет, когда у ребенка достаточно развита речь, появляется воображение, он может общаться. С этого возраста мультфильмы, наряду с книгами и театром, могут и должны войти в жизнь ребенка. В этом случае восприятие художественного текста оказывает развивающее воздействие.

     Мультфильмы часто дают модели поведения персонажей. Ребенок может идентифицировать себя с определенным героем из мультфильма и подражать его поведению – как положительному, так и отрицательному. Например, Маша из мультфильма «Маша и Медведь» часто демонстрирует агрессивное поведение и негативизм. У маленького же ребенка критическое мышление еще не сформировано и подобное поведение он воспринимает, как допустимое и приемлемое.

     Есть еще один аспект чрезмерного просмотра мультфильмов дошкольниками, на который бы хотелось обратить ваше внимание – сенсорная перегрузка. После длительного просмотра, у детей часто возникает состояние эмоционального утомления. Оно может проявляться симптомами как усталости (снижение скорости реакции, вялость, невнимательность и др.), так и перевозбуждения (сильные двигательные реакции, громкие возгласы, затруднение концентрации внимания, неадекватное социальное поведение, нарушение аппетита и сна). Возможна и агрессивная реакция.

     Ограничивать ли просмотр детьми мультфильмов решать родителям, но все же не стоит забывать, что для ребенка дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра.

Москалева Елена, психолог
Тел. +7(928)2283720