Нарушения исполнительных функций при аутизме: что это такое и что с этим делать?
О проблемах самоорганизации при аутизме и путях их решения.
Автор: Лиза Джо Руди / Lisa Jo Rudy
Источник: Autism.about.com
Представьте, что вы исполнительный директор, который отвечает за проект. Ваша работа состоит в том, чтобы думать о конечных целях, а также о задачах, которые необходимо выполнить, чтобы этих целей достигнуть. Кроме того, вам нужно работать со всеми членами команды, чтобы определить временные рамки и запустить план действий. Вы отвечаете за наличие оборудования и штата для реализации проекта, а также за то, чтобы весь процесс работы шел плавно — без нарушений запланированных сроков и в соответствии с бюджетом.
Если что-то пошло не так (кто-то заболел, поставка запоздала, нужно больше ресурсов, чем запланировано, и так далее), то вам нужно будет разбираться с проблемами.
Для того, чтобы справиться с такой работой, вам будет нужно:
— Понимать и артикулировать как конечные цели, так и отдельные шаги на пути к поставленным целям.
— Правильно определять временные сроки для выполнения того или иного шага.
— Управлять людьми и процессами, которые участвуют в достижении целей.
— Предугадывать и своевременно реагировать на незапланированные события.
— Спокойно и обдуманно подходить к проблемам и препятствиям.
— Проявлять гибкость и менять процесс, людей или временные сроки, понимая, что в реальной жизни нужно ожидать неожиданного.
Удивительно, но всего этого мы ожидаем и от наших детей, когда говорим им «поработайте над этим докладом вместе и представьте его через три недели» в школе, или «организуйте с ребятами продажу печенья на школьной ярмарке».
Еще более удивителен тот факт, что к средним классам школы большинство детей вполне способны справиться с такими сложными, многосторонними и требующими сотрудничества проектами. Результаты могут быть далеко не идеальными, но дети уже понимают, что нужно делать для успеха.
Дети помладше могут справиться с управлением более простыми проектами, такими как «собери портфель», «уберись в своей комнате» и «одевайся гулять». В каждом таком случае они представляют себе как конечную цель, так и конкретные шаги, которые необходимы для уборки, мытья рук или накрывания на стол, и они могут составить мысленный план из этих шагов и следовать ему.
Это значит, что у этих детей сформировались (или продолжают формироваться) навыки, которые называют «исполнительные функции» — способность планировать свои действия в соответствии с общей целью, реагировать на изменения в планах и выделять самое важное для достижения цели.
Почему у людей с аутизмом так много проблем с исполнительными функциями?
Расстройства аутистического спектра характеризуются определенными способностями и трудностями. У большинства (хотя и не у всех) людей с аутизмом есть следующие особенности:
— Они отлично фокусируют внимание на отдельных деталях, но им трудно увидеть картину в целом и понять, какие именно детали важны для общей картины, а какие нет.
— Они отлично следуют расписанию и привычной рутине, но у них возникают трудности, когда нужно проявить гибкость и отреагировать на изменения в планах или режиме.
— Они могут понимать и следовать четким правилам, но нарушения или вариации в привычных правилах сильно их расстраивают.
— Им очень сложно поддерживать внимание и мотивацию, чтобы делать что-то им не интересное.
— Им трудно дается переход от одного занятия к другому.
— Им трудно донести до окружающих свои потребности и желания.
— Они могут не имитировать поведение других людей, если им не говорят об этом напрямую (например, не будут оглядываться вокруг, чтобы заметить, что все уже собираются, и начать делать то же самое).
— У них возникают трудности с «рабочей памятью» (способностью анализировать и использовать различную информацию и ожидания в данный момент времени).
— Им проще работать с конкретными предметами и ожиданиями, а не с абстрактными идеями.
— У них есть трудности с «моделью психического» (пониманием того, что знают и чувствуют другие люди, а также пониманием себя самих).
Глядя на этот список можно заметить, что эти качества напрямую конфликтуют с качествами, которые нужны для хороших исполнительных функций. Если ты не видишь картину в целом, не можешь проявить гибкость в решении проблем и плохо понимаешь других людей, ты вряд ли сможешь хорошо управлять проектом. Тебе также будет сложно планировать и следовать множеству маленьких шагов в один момент времени, особенно если эти шаги абстрактные (например, тебе нужно думать о времени, а не строить модель).
Развитие исполнительных функций и адаптация к их дефициту
У некоторых людей с аутизмом никогда не будет хороших навыков исполнительных функций. Тем не менее, всегда можно улучшить эти навыки или попытаться «обойти» эти проблемы, чтобы лучше справляться с комплексными повседневными задачами.
Развитие навыков исполнительных функций
Вот несколько методик, которые помогают улучшить и укрепить исполнительные функции:
Прямые инструкции: Некоторым аспектам исполнительных функций можно обучать с помощью обычных инструкций и многократных повторений одних и тех же заданий. Например, таким образом можно научить каждый раз составлять план шагов, прежде чем что-то делать, выполнять определенные действия в первую очередь, использовать такие инструменты как календарь, выполнять одни и те же задачи в определенное время суток или определенный день недели и так далее.
Большинство людей учатся таким навыкам сами, без прямого обучения. Однако другим людям, в том числе людям с аутизмом, могут понадобится целенаправленные инструкции по самым простым приемам планирования и управления своим временем.
Проигрывание по ролям: Что вы будете делать, если столкнетесь с задачей, для решения которой нужно выполнить множество шагов? Проигрывание по ролям и проговаривание таких задач может стать хорошей практикой для многих аутичных людей и помогает им продумывать логику своих действий и планировать.
Создание ситуаций для практики: Дома или в школе можно создать ситуации для практики исполнительных функций, которые будут не слишком сложны и не вызовут стресса. Обычные задачи, такие как постирать, высушить, сложить и убрать одежду, требуют планирования и реализации множества шагов, управления временем и упорства в достижении цели.
Создание социальных историй про гибкость: Что я буду делать, если во время выполнения какой-то задачи возникнет неожиданная проблема? (Например, у меня кончился стиральный порошок, я забыл корзину для белья, стиральная машина не работает и так далее?) Социальные истории, особенно написанные вместе, могут ответить на такие вопросы, и это поможет уменьшить тревожность в непредвиденных ситуациях. (Также смотрите «Как помогать людям с аутизмом с помощью социальных историй»).
Адаптация к проблемам с исполнительными функциями
Какие-то исполнительные функции можно и нужно развивать, но, скорее всего, эти навыки останутся сложными для людей с аутизмом. Именно поэтому важно использовать методы, позволяющие «приспособиться» к жизни с такими проблемами:
Приложения для управления временем. Будильники, списки дел, визуальные таймеры и другие инструменты могут помочь аутичным людям не отвлекаться, даже если им сложно думать о времени.
Визуальные расписания и напоминания. Какие шаги нужны для того, чтобы постирать одежду? Сделайте фотографии каждого шага, расположите их в нужной последовательности, распечатайте и повесьте рядом со стиральной машиной, чтобы не забыть, что делать дальше. (Также смотрите «Визуальные расписания для детей с аутизмом» и «Навык составления списков дел»).
Разбивайте на маленькие шаги. Вместо «собирайся в школу» делите каждую задачу на конкретные шаги, например, «почисти зубы», «переоденься в школьную форму» и так далее.
Используйте пряник, а не кнут. На неудачу сразу же обращают внимание, ну, или после нее остаются естественные последствия в виде грязного или мокрого белья. Но когда все сделано правильно, этого никто не замечает. Запланируйте небольшую, но ощутимую награду за каждую завершенную задачу.
Помощь приятеля. Тем, кто легко отвлекается, трудно сохранять сосредоточенность на той или иной задаче. Для успеха можно использовать «помощь приятеля» — того, кто легко поддерживает сосредоточенность, и может регулярно напоминать, что следует делать сейчас.
Упрощение процесса. Да, наверное, следует сортировать белье перед стиркой, а потом желательно аккуратно его сложить. Но если вы все постираете вместе, а чистое нижнее белье будете просто сваливать в корзину, то в процессе станет на два шага меньше, а к основной цели вы все равно придете (чистое нижнее белье).
Статья взята с официального сайта фонда содействия решению проблем аутизма «Выход»
МЫ РЯДОМ!