Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к началу учебного года?
Рекомендации ведущего специалиста в области аутизма по подготовке детей с аутизмом к школьному режиму дня
Автор: Питер Герхард / Peter Gerhardt
Источник: Autism Speaks
«В конце прошлого лета наши близнецы — у них обоих аутизм — с большим трудом могли вернуться к долгим учебным дням и раннему подъему по утрам. Как мы могли бы помочь им подготовиться к этому переходу в новом учебном году?»
Переход от расслабленного летнего расписания к началу школьного года тяжело дается любому ученику. При аутизме такой переход может быть особенно трудным. Как вы заметили, таким детям часто очень тяжело заново адаптироваться к требованиям продолжительного дня в школе, а также к раннему подъему по утрам.
Адаптация к времени сна и пробуждения
Давайте начнем с решения проблемы раннего подъема по утрам. В целом, этого можно добиться с помощью подхода, который мы называем «формирование». Во-первых, подумаем, сколько времени понадобится для того, чтобы изменить летний режим ваших детей и сделать его таким же, как и режим во время учебного года.
Допустим, что сейчас ваши дети встают в 9 утра. Однако в первый день учебы в школе им будет нужно встать в 6:30 утра. Значит, вам нужно будет формировать 2,5 часа. В идеале, вы должны начать процесс формирования примерно за месяц до начала учебного года. Схема формирования должна выглядеть примерно так:
Неделя 1: Будите детей на полчаса раньше, чем они обычно встают летом. В данном примере это будет 8:30 утра. Желательно сразу же предложить ребенку стакан сока или другое положительное подкрепление за то, что он встал с кровати.
Неделя 2: Сдвиньте время пробуждения еще на 30 минут. Таким образом, каждый день дети будут вставать в 8 утра. Продолжайте предлагать детям положительное подкрепление, будь это стакан сока или ласковая похвала, за то, что они встали. Это подходящая неделя, чтобы также начать менять время отхода ко сну. Допустим, дети будут ложиться на 30 минут раньше, чем обычно.
Неделя 3: Теперь поставим более амбициозную цель. Сдвинем время пробуждения на 45 минут (в нашем примере на 7:45). Продолжайте предоставлять положительное подкрепление, теперь как за подъем с кровати, так и за первый шаг из рутины по подготовке к школе по утрам. Например, таким шагом может быть надеть ту одежду, которая была подготовлена вчера вечером, прежде чем выйти из своей комнаты. Или первый шаг — умыться и причесаться перед завтраком. По возможности постарайтесь обеспечить не менее 8 часов сна изменив время отхода ко сну на более раннее — до 45 минут.
Неделя 4: Передвиньте время пробуждения на 15 минут ближе к времени для учебного года. В этом случае это будет 6:45 утра. Предоставляйте положительное подкрепление за то, что дети встали с кровати и выполнили два первых шага ежедневного ритуала сбора в школу.
Первая учебная неделя: Будите детей каждый день в нормальное время. Предоставляйте положительное подкрепление за то, что дети встали с кровати и выполнили столько шагов из своего утреннего ритуала, сколько у них получилось.
Адаптация к требованиям школы
Для того чтобы помочь с переходом к требованиям учебного дня, я рекомендую поговорить с учителями, тьюторами и/или школьным психологом детей. Определенно здесь нужна координация со школой. Помните, что в течение первой недели ваши дети, как и все остальные, будут уставать гораздо больше. Их настроение может быть далеко не лучшим.
В идеале учитель начнет учебный день с предпочитаемых детьми занятий, чтобы ученикам было легче перейти к школьному расписанию. Во время первых недель я обычно рекомендую учителям разрешать короткие перерывы, занимающие до половины учебного дня, которые включают в себя физическую активность или другие желанные занятия, но только не сон.
Как правило, я рекомендую не разрешать ученикам с аутизмом или другими особенностями развития спать в школе за исключением, конечно, случаев, когда ученик заболел и ждет родителей, которые его заберут. Если они будут бодрствовать в школе в течение дня, то им будет проще уснуть и не просыпаться ночью.
Я также рекомендую учителям пользоваться визуальной поддержкой или другим типом расписания, чтобы дети могли отслеживать свой прогресс в течение школьного дня. Без знания о том, когда что-то закончится, даже короткое занятие покажется ученику с аутизмом целой вечностью. Визуальные расписания — это прекрасный способ, подсказывающий ученикам, сколько времени уже прошло, и когда закончится школьный день.
Статья взята с официального сайта фонда содействия решению проблем аутизма «Выход».
МЫ РЯДОМ!