«Добрые ручки» — это веселые творческие мастерские для детей-инвалидов и детей с особенностями в развитии.

Мы лепим, рисуем, поем и даже танцуем!

Почему мы создали эту программу?

Ключевая идея творческой реабилитации заключается в построении разумной перспективы будущей жизнедеятельности ребенка.

Общаясь с детками-инва разных диагнозов и возрастов мы увидели общую проблему недостаточной социализации детей. Есть дети-инва, которые не могут посещать учебное заведение в силу заболевания (домашнее обучение), многие дети хотят учиться в творческом направлении, но у семьи или не хватает средств, или программа творческого обучения рассчитана только на здоровых детей.

Между тем, хотелось бы разделить общее понятие «ребенок-инвалид» на две группы:

1. Дети с врожденными нарушениями работы различных органов чувств и с физическими недостатками или дети с ЗПР. Многолетние исследования показывают, что творческий потенциал таких детей огромен. Их работы представляют значительную художественную ценность. Кроме того, эффект от работы крайне положительно сказывается на процессе адаптации и лечения детей.

2. Дети, которые стали инвалидами в результате длительной болезни или травмы. Работа с такими детьми является серьезной психологической и медицинской проблемой. Дети-инвалиды, лишенные привычного общения, порой замыкаются в себе. И попытки вывести их из этой изоляции вызывают негативную реакцию. Творческие занятия способны вывести ребенка из депрессии. Они помогают ему самовыразиться. А практически мгновенный результат творческого поиска способствует развитию интереса ребенка к занятиям такого рода. Так, создание коллективной работы приводит к тому, что даже самые замкнутые дети полностью раскрепощаются, что сразу же сказывается на процессе развития и социальной адаптации.

Дети той и другой групп, с самыми разными диагнозами, в различном возрасте попадают на больничную койку порой на много месяцев, а то и лет. Их мир оказывается сужен до размеров комнаты, а число лиц, с которыми дети общаются, сокращается до двух-шести человек. Творчество в общении с такими детьми порой становится единственно возможным способом социальной жизни ребенка. Развитие тонкой моторики впрямую воздействует на умственное и эмоциональное развитие ребенка. Уровень их интеллекта повышается, поведение стабилизируется и подобные положительные примеры не единичны.

Дети с ограниченными возможностями – сложные и своеобразные в общении. Их отличает ряд особенностей, главная из которых заключается в том, что результатов их обучения и воспитания нужно ждать достаточно долго. С этими детьми труднее установить «обратную связь», чем с их нормально развивающими сверстниками. У «особых» детей чаще всего наблюдаются нарушения в развитии психических процессов, отклонения в умственном развитии и нарушения в эмоционально-волевой сфере.

Поэтому приходится включать в творческий процесс многообразие педагогических приемов и методов, как традиционных, так и не традиционных. В работе используются такие формы занятий, как занятие-путешествие, занятие-игра, занятия с элементами психотерапии – рисования, сказкотерапии.

Занимаясь в группе, дети знакомятся и осваивают практические навыки по изготовлению народной игрушки, лепки, вязания, росписи и т. д. Творчество ребенка способствует его мотивации к познанию и творчеству, дает возможность самовыражения, а в перспективе, и возможность обеспечить средства к существованию.

Осваивая творческие навыки, дети развивают творческие и коммуникативные способности, нравственные качества личности, самовыражаются и самосовершенствуются, некоторые из них определяются с выбором профессии. Занимаясь в объединении, дети находят себе друзей, они не чувствуют больше себя одинокими и беспомощными. Такие дети с желанием приходят заниматься любимым делом, принося радость себе и окружающим.

Кроме занятий творчеством в процессе занятий, дети совместно с родителями проводят общие мероприятия: праздники, экскурсии, походы, художественные мастерские, выставки.

Мы поддерживаем интерес ребенка к собственным достижениям и успехам и его товарищей через создание условий для демонстрации достижений каждого ребенка в форме участия в выставках, конкурсах, мероприятиях досугового плана. Особое внимание обращается на воспитание чувства гордости и мотивации за свои успехи и за достижения своих друзей.

Таким образом, мы создаем условия для формирования у ребёнка статуса здорового члена общества, снятия у него комплекса неполноценности через творческое самовыражение и доброжелательное общение со сверстниками и взрослыми, т. к. главная проблема детей с ограниченными возможностями заключается в нарушении связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми.

Ребенок, пережив незабываемый, счастливый опыт творчества, не может остаться прежним. Эмоциональная память об этом будет заставлять его искать новые творческие подходы, поможет преодолевать неизбежные кризисы, возникающие в их повседневной жизни, помогает им освободится от комплекса неполноценности и почувствовать себя интересными и нужными людьми, ощутить неповторимость своей личности.

Нельзя не сказать и о другом положительном влиянии творческих мастерских: явно просматривается в изменение в поведении родителей детей-инвалидов: наблюдая, как меняется их ребёнок от занятия к занятию, как растёт и совершенствуются его личностные качества, родители начинают меньше его опекать, больше ему доверять, предоставлять больше самостоятельности и личного пространства, что, в свою очередь, положительно влияет на взаимоотношения в семье.

26 декабря 2015 г. «Новогодняя ёлочка из салфеток»

26 декабря 2015 г. «Изготовление новогодних ёлочек»

23 декабря 2015 г. «Изготовление новогодних игрушек»

21 декабря 2015 г. «Новогодняя сказка»

21 декабря 2015 г. «Создание новогодней маскарадной маски»

11 декабря 2015 г. «Новогодняя открытка»

10 декабря 2015 г. «Моделирование из надувных шаров»

9 декабря 2015 г. «Снегири» и «Новогодняя ёлочка»

3 декабря 2015 г. «Новогодняя ёлка»

3 декабря 2015 г. «Сладкий букет»

27 ноября 2015 г. аплликация на ткани «Дерево»

27 ноября 2015 г. «Декор новогодней открытки»

17 ноября 2015 г. «Картины из крупы»

11 мая 2015 г. «Травяное чудо»

21 апреля 2015 г. «Воздушный заяц»

7 апреля 2015 г. «Кулинарный мастер-класс»

27 февраля 2015 г. «Картина из природных материалов»

20 февраля 2015 г. «Объёмная аппликация. Цветок из бумаги»

17 февраля 2015 г. «Комушка для птиц»

12 декабря 2014 г. «Открытка овечка»

3 декабря 2014 г. «Новогодний декупаж»

27 ноября 2014 г. «Зимняя сказка»

25 октября 2014 г. «Осенний декор»

11 октября 2014 г. «Мой топиарий»

10 октября 2014 г. «Воспоминания о лете»

26 сентября 2014 г. «Декор в интерьере»

11 сентября 2014 г. «Кулинарный мастер-класс»

6 сентября 2014 г. «Мы рисуем»

25 августа 2014 г. «Народная кукла»

24 июля 2014 г. «Обереги из природных материалов»

4 июля 2014 г. «Вещи для рабочего стола»

20 июня 2014 г. «Пуговичный декор»

23 мая 2014 г. «Чудеса из пряжи»